Мы используем файлы cookies, которые сохраняются на вашем компьютере. Нажимая ОК, вы подтверждаете то, что вы проинформированы об использовании cookies на этом сайте. Подробнее о файлах cookie

Живопись - как средство раскрытия творческого потенциала дошкольников

Живопись - как средство раскрытия творческого потенциала дошкольников

 

Живопись - как средство раскрытия творческого потенциала дошкольников

alor.pngКаждый ребёнокхудожник.

Вопрос в том, как остаться им, когда вырастешь.

Пабло Пикассо

Детская изобразительная деятельность для дошкольников, при всем ее своеобразии, сходна с аналогичной деятельностью взрослых и постепенно приобретает единую с ней структуру и жизненный смысл (Н.П. Сакулина).

 

По определению Евгении Александровны  Флериной(1889-1952) , ценность детского рисунка заключается в искренности, эмоциональности, непосредственности выражения ребенком своих мыслей и чувств; содержательностью (рисунок даже самого маленького ребенка несет в себе содержание); смелостью. Детский рисунок - это продукт его творчества.

Живопись является самым эффективным направлением, в котором можно раскрыть творческий потенциал детей дошкольного возраста.

Живопись - это изобразительное искусство, создание художественных образов с помощью красок (С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова).

Ознакомление дошкольников с жанровой живописью позволяет сформировать у них: ценностные ориентации; интерес к общественной жизни и различным видам деятельности человека; к художественному творчеству; умение высказывать личностное отношение к изображаемым людям, предметам, природе; давать сравнительную оценку явлению, отраженном на полотне.

Рассматривая полотна картин великих художников, детей подводят к пониманию связи между содержанием произведения и выразительными средствами.

С помощью живописи развивают и мыслительную деятельность старших дошкольников: умение делать обобщенные на основе анализа; сравнивать и объяснять; развивать внутреннюю речь. Суждение ребенка выступает показателем того, насколько он понял содержание произведения.

Приобщая детей к живописи, как виду искусства, необходимо учитывать особенности словаря, связной речи ребенка, чуткость его к языковым явлениям и ориентировку на смысловую значимость языка.

На занятиях по изобразительному искусству целесообразно использовать средства выразительности поэзии: образные сравнения; слова, обозначающие нравственные качества с композиционным построением картины и ее колоритом.

 

     При работе с дошкольниками в данном направлении было отмечено, что они  испытывают затруднения в осознанном восприятии произведений искусства.

Детям сложно видеть особенности композиции и сюжета картины; выделять главный образ; определять средства выразительности, используемые художниками; проявлять эмоционально - личностное отношение к картине.

С технической стороны ребенку сложно видеть линию перспективы и правильно ее использовать при изображении объектов в собственном рисунке.

При составлении рассказов по картинам пейзажной, натюрмортной и портретной живописи дошкольникам испытывают сложности в использовании эмоционально окрашенной лексики; в изложении последовательности своих мыслей, чувств.

Исходя из этого цель профессиональной деятельности педагогов ДОУ

создавать педагогические  условия, способствующие  раскрытию творческого потенциала у детей старшего дошкольного возраста при ознакомлении с различными видами живописи. и формирование эмоционально-целостного опыта восприятия живописи у детей старшего дошкольного возраста.

Задачи:

  1. Знакомить детей с видами живописи (натюрморт, пейзаж, портрет).
  2. Учить понимать замысел произведения, его содержание.
  3. Развивать умение видеть средства выразительности, используемые художником для передачи чувств и настроений.
  4. Обогащать словарь детей эмоционально - эстетическими и искусствоведческими терминами.

Этапы работы совместной деятельности с дошкольниками и педагогами ДОУ:

  • Подготовка к занятию (предварительная работа совместно с родителями и группы)
  • Рассматривание и составление описательных рассказов в соответствии с тематикой картины.
  • Составление наброска простым карандашом с соответствии с тематикой картины
  • Завершение работы и передача эмоционального, личностного отношения к изображаемому объекту.

 

Предварительная работа по подготовке к совместной деятельности:

Цель предварительной работы: привлечь и родителей к активному партнерству, вызвать желание помочь детям в раскрытии творческого потенциала.

 

 

Работа

родителей с детьми:

Работа воспитателей с воспитанниками:

 

-   Поиск информации о картине, художнике.

-   Рассматривание картины с ребенком.

-   Составление рассказа по картине вместе с ребенком (передача чувственного опыта, настроения, эмоционального отношения к героям).

-   Проведение дидактических игр; игровых упражнений.

-   Разучивание стихотворений о жанрах живописи.

-   Наблюдение за изменениями в природе; поведением людей.

-   Составление с детьми описательных рассказов по картинам разных жанров живописи.

-   Рисование отдельных элементов картины вне занятий.

-   Рассматривание наглядно - методических пособий, энциклопедий.

 

 

Методы и приёмы ознакомление детей с живописью, средства выразительности живописи, принципы отбора картин.

Методы и приёмы ознакомление детей с живописью:

 

Методы и приемы

Определение

1

Пояснение

- широко применяется при первых беседах для уточнения представлений детей о картине.

2

Сравнение

- повышает мыслительную активность детей, способствует развитию мыслительных действий: анализ, синтез, умозаключение.

3

Акцентирование

деталей

- усиливает восприятие ребёнка, помогает установить взаимосвязь между частью и целым, развивает речь. Суть данного приёма заключена в том, что восприятия картины закрывается всё изображение листом бумаги, открытыми остаются только необходимые для обсуждения или рассматривания части.

4

Метод вызывания

адекватных

эмоций.

Суть его заключается в том, чтобы вызвать у детей определённые чувства, эмоции, настроение. Предлагается вспомнить сходную ситуацию, в каких случаях у детей было такое же настроение.

5

Приём

"вхождении” в картину

- детям предлагается представить себя на месте изображённого человека. Это учит переживать, будит детское воображение.

6

Метод

музыкального

сопровождения

- звучит музыка, настроение которой созвучно настроению картины, т.е. происходит воздействие одновременно на зрительный и слуховой анализаторы. Музыка может предварять восприятие портрета. тогда воспитатель спрашивает, догадались ли дети, кто изображён на портрете, который мы посмотрим сегодня. Музыка может быт фоном для рассказа воспитателя.

7

Игровые приёмы.

-подбор разнообразных дидактических игр.

 

 



 

Одним из условий раскрытия творческого потенциала у детей является знакомство со средствами выразительности живописи, что помогает дошкольникам передавать и выражать производимое впечатление, мысли и настроение (см. таблицу№2)

Средства выразительности живописи

rpo.png

  • Рисунок - изображение форм окружающего нас предметного мира, их характерных особенностей;
  • Колорит - цветовая, живописная согласованность. Помогает передавать перспективу, пространство, состояние погоды, сезон, время дня, настроение автора, его чувств, отношение к изображаемому.
  • Одним из самых доступным для ребенка средств выразительности является цвет. К старшему дошкольному возрасту, ребенок более тонко и разнообразно использует цвет, создавая выразительные образы.
  • Линия - одно средство выразительности в детском рисунке. В композиции пейзажа это линия горизонта, «отделяющая небо от земли».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Структура блочного планирования совместной деятельности с

дошкольниками:

 

блок

этапы

структура

Цель

Жанр живописи

1 этап

Занятие по рассматриванию и составлению

описательного рассказа по картине (жанр живописи).

Продолжать учить детей составлять описательные рассказы о содержании картины (портрет).

Совершенствовать монологическую и диалогическую речь дошкольников, обогащая эмоционально окрашенной лексикой (румяная, мечтательная, задумчивая, перламутровые), эстетическими и искусствоведческими терминами (портрет, галерея).

Вызвать у детей эмоциональный отклик на художественный образ портрета.

2 этап

Занятие по составлению наброска простым карандашом, в соответствии с тематикой картины.

Продолжать учить детей делать предварительный набросок рисунка простым карандашом, соблюдая алгоритм последовательности изображения портрета.

Закреплять умение тонировать лист бумаги акварелью; умение наносить легкий контур простым карандашом. Вызвать желание передавать основной сюжет картины.

3 этап

Занятие по завершению работы с передачей эмоционального, личностного отношения к изображаемому объекту, посредством отражения эмоций, чувств, через рисунок и составление рассказов.

Учить дошкольников прорисовывать мелкие детали, используя разные приемы рисования кистью (концом кисти, плашмя).

Закреплять умение смешивать краски для получения необходимых оттенков. Воспитывать умение анализировать проделанную работу.

4 этап

Организация выставки детских работ.

Выявить творческий потенциал воспитанников.

 

 

 

 

 

ОБРАЗЕЦ       (рассказывает Ирина Сергеевна Турбовская)

Структура блочного планирования совместной деятельности с
дошкольниками по ознакомлению с пейзажной живописью
Ф.П. Толстого «Букет цветов, бабочка и птичка»

блок

этапы

структура

Цель

Пейзажная живопись

1 этап

Составление описательных рассказов по картине Ф.П. Толстого «Букет цветов, бабочка и птичка»

Продолжать учить детей составлять описательные рассказы о содержании картины (натюрморт). Совершенствовать монологическую и диалогическую речь дошкольников, обогащая эмоционально окрашенной лексикой (душистый, ароматный, бархатный), эстетическими и искусствоведческими терминами (натюрморт, полотно, репродукция, галерея).

Учить составлять натюрморт из предложенных муляжей фруктов и овощей.

2 этап

Составление наброска по картине Ф.П. Толстого «Букет цветов, бабочка и птичка»

Продолжать учить детей делать предварительный набросок рисунка простым карандашом, соблюдая алгоритм последовательности изображения портрета.

Закреплять умение тонировать лист бумаги акварелью; умение наносить легкий контур простым карандашом. Вызвать желание передавать основной сюжет картины Ф.П. Толстого «Букет цветов, бабочка и птичка»

3 этап

Завершение работы и передача эмоционального, личностного отношения к изображаемому объекту.

Учить дошкольников прорисовывать мелкие детали, используя разные приемы рисования кистью (концом кисти, плашмя).

Закреплять умение смешивать краски для получения необходимых оттенков. Воспитывать умение анализировать проделанную работу.

4 этап

Организация выставки детских работ.

Выявить творческий потенциал воспитанников.

 

Автор:  Лешукова А.Н.