«Путь  инклюзивному образованию»(промежуточный педагогический совет № 3) 04.02.2020 год

«Путь  инклюзивному образованию»(промежуточный педагогический совет № 3) 04.02.2020 год

Тема: «Путь к инклюзивному образованию»

Цель: повышение профессиональной компетентности педагогов в области инклюзивного образования.

Задачи:

  1. Просвещение педагогов по основным положениям федерального государственного образовательного стандарта обучающихся с ограниченными возможностями здоровья;
  2. Дать объективную оценку идее инклюзивного образования с точки зрения представителей психолого-педагогического сообщества;
  3. Выяснить перспективы его развития и определить факторы, способствующие и тормозящие развитие инклюзивного образования.

Повестка дня:

  1. «Инклюзивное образование в ДОУ с учетом ФГОС ДО» (старший воспитатель);
  2. Нормативно – правовое обеспечение инклюзивного образования в ДОУ(заведующий МБДОУ « Солнышко» Вареник Н.А.);
  3. Требования к профессиональной компетентности педагога в условиях инклюзивного образования в ДОУ (воспитатель средней группы Камбарули Н.В.)

4.Утверждение Индивидуального учебного плана инклюзивного обучения воспитанника Лизунова Демида по адаптированной образовательной программе  дошкольного образования с учетом психофизических особенностей воспитанников  с задержкой психического развития и с расстройствами аутистического спектра.

5.Программно – методическое обеспечение образовательного процесса для детей с ОВЗ (старший воспитатель);

  1. Адаптированная образовательная программа для детей с ОВЗ, её структура (заведующий МБДОУ « Солнышко» Вареник Н.А.);
  2. Создание предметно – развивающей образовательной среды для детей с ОВЗ (воспитатель Мякаева А.А.);
  3. Подведение итогов

 

Примерное решение педагогического совета:

  1. Педагогам средней группы разработать примерный образовательный маршрут на ребенка с ОВЗ;
  2. Педагогам всех возрастных групп продолжать изучать нормативно – правовое обеспечение инклюзивного образование ДОУ.

 

 

 

 

 

Консультация для педагогов

по теме: «Инклюзивное образование в ДОУ»

 

Провела:старший воспитаель Лешукова А.Н.

.

 

Происходящие в последнее время существенные изменения в сфере образования Российской Федерации связаны с новым отношением к инвалидам и детям с ОВЗ. Интеграционные процессы все полнее охватывают различные категории детей с отклонениями в развитии. Появляется и активно развивается, наряду с интеграцией, инклюзивное образование, (Слайд 1) направленное на обеспечение коррекции нарушений развития у различных категорий детей с ОВЗ, оказание им квалифицированной помощи в освоении программ детского сада и школы. Одной из задач ФГОС в дошкольном образовании является обеспечение равных возможностей для полноценного развития каждого ребенка в период дошкольного детства независимо от социального статуса, психофизиологических и личностных особенностей.

Инклюзивное образование (фр. inclusif - включающий в себя, лат. include-заключаю, включаю) - процесс развития общего образования, который подразумевает доступность образования для всех, в плане приспособления к различным нуждам всех детей, что обеспечивает доступ к образованию для детей с особыми потребностями.

Опыт осуществления интегративных программ в России и во всем мире (коррекционные классы в массовых школах, специальные группы в ДОУ) привел к пониманию того, что, с одной стороны, индивидуальный подход, который применяется к детям с особыми образовательными потребностями, важен каждому ребенку, что найденные в процессе создания комбинированных детских садов методы и способы обучения и воспитания открывают новые перспективы для детей с нормативным развитием, а с другой стороны, стало очевидным, что выделение “особых” классов в школах и групп в детском саду часто ведет к исключению детей с ОВЗ из культурной и социальной жизни образовательного учреждения, создает определенные преграды в общении и взаимодействии между субъектами образовательного процесса. Поэтому, от модели “интеграции” стали переходить к идее “инклюзии” – совместному обучению и воспитанию детей с разными стартовыми возможностями.

Суть постепенного перехода от концепции интеграции к концепции инклюзивной реорганизации образно представлена на рисунке. Сопоставив эти различные модели организации обучения, можно сделать вывод о том, что при интеграционном подходе ребенок с особыми образовательными потребностями адаптируется к системе образования, которая при этом остается неизменной, а при инклюзивном подходе система образования проходит цикл преобразований и приобретает возможность адаптироваться к особым образовательным потребностям учащихся.

Инклюзивное образование строится на следующих принципах:

Принцип индивидуального подхода предполагает выбор форм, методов и средств обучения и воспитания с учетом индивидуальных образовательных потребностей каждого из детей группы. Индивидуальные программы развития ребенка построены на диагностике функционального состояния ребенка и предполагают выработку индивидуальной стратегии развития конкретного ребенка. Индивидуальный подход предполагает не только внешнее внимание к нуждам ребенка, но предоставляет самому ребенку возможности реализовывать свою индивидуальность.

Принцип поддержки самостоятельной активности ребенка. Важным условием успешности инклюзивного образования является обеспечение условий для самостоятельной активности ребенка. Реализация этого принципа решает задачу формирования социально активной личности. Личности, которая является субъектом своего развития и социально значимой деятельности. Когда активность находится целиком на стороне взрослых, которые заботятся о ребенке, считая,что его особенности не позволяют ему реализовывать свои возможности, формируется «выученная беспомощность», феномен, когда ребенок ожидает внешней инициативы, сам оставаясь пассивным. То же может произойти с родителями детей с ОВЗ. Родители могут ожидать помощи или активно добиваться льгот от государства, игнорируя собственные возможности для участия в социальной жизни.

Принцип активного включения в образовательный процесс всех его участников предполагает создание условий для понимания и принятия друг друга с целью достижения плодотворного взаимодействия на гуманистической основе. Инклюзия – это активное включение детей, родителей и специалистов в области образования в совместную деятельность: совместное планирование, проведение общих мероприятий, семинаров, праздников для создания инклюзивного сообщества как модели реального социума.

Принцип междисциплинарного подхода. Разнообразие индивидуальных характеристик детей требует комплексного, междисциплинарного подхода к определению и разработке методов и средств воспитания и обучения. Специалисты (воспитатель, логопед, социальный педагог, психолог, дефектолог, при участии старшего воспитателя), работающие в группе, регулярно проводят диагностику детей и в процессе обсуждения составляют образовательный план действий, направленный как на конкретного ребенка, так и на группу в целом.

Принцип вариативности в организации процессов обучения и воспитания.Включение в инклюзивную группу детей с различными особенностями в развитии предполагает наличие вариативной развивающей среды, т.е. необходимых развивающих и дидактических пособий, средств обучения, безбарьерной среды, вариативной методической базы обучения и воспитания и способность использования педагогом разнообразных методов и средств работы, как по общей, так и специальной педагогики.

Принцип партнерского взаимодействия с семьей.Усилия педагогов будут эффективными, только если они поддержаны родителями, понятны им и соответствуют потребностям семьи. Задача специалиста – установить доверительные партнерские отношения с родителями или близкими ребенка, внимательно относиться к запросу родителей, к тому, что, на их взгляд, важно и нужно в данный момент для их ребенка, договориться о совместных действиях, направленных на поддержку ребенка.

Принцип динамического развития образовательной модели детского сада.Модель детского сада может изменяться, включая новые структурные подразделения, специалистов, развивающие методы и средства.

           Актуальность внедрения инклюзивного обучения в педагогическую практику не вызывает сомнений. Такой вид обучения в ОУ делает возможным оказание необходимой психолого-педагогической и медико-социальной помощи большому количеству детей, позволяет максимально приблизить ее к месту жительства ребенка, обеспечить родителей консультативной поддержкой, а также подготовить общество к принятию человека с ограниченными возможностями здоровья. Инклюзивное (включающее) образование – это закономерный этап развития системы образования, связанный в любой стране мира с переосмыслением обществом и государством своего отношения к людям с ограниченными возможностями, с признанием их прав на предоставление равных с другими возможностей в различных областях жизни, включая образование. Это шаг на пути достижения конечной цели – создания «включающего» общества. «Включающее» образование позволит всем детям и взрослым, независимо от пола, возраста, этнической принадлежности, способностей, наличия или отсутствия нарушений развития, участвовать в жизни общества и вносить в нее свой вклад.

Инклюзивное образование дает возможность всем детям в полном объеме участвовать в жизни коллектива детского сада, обладает ресурсами, направленными на стимуляцию равноправия обучающихся и их участия во всех аспектах жизни коллектива; направлено на развитие у всех людей способностей, необходимых для общения.

В основе инклюзивного образования лежит идея о том, что все дети – субъекты с различными образовательными потребностями. Инклюзивное образование направлено на разработку таких педагогических подходов, которые обеспечат гибкость образовательной деятельности для удовлетворения этих различных образовательных потребностей, тем самым повышается эффективность обучения и воспитания.

                    

 

 

 

 Работа педагогов с детьми ОВЗ в дошкольных учреждениях.

 (Турбовская И.С.)

Дети с ОВЗ или, проще говоря, с ограниченными возможностями здоровья – это определенная группа, требующая особого внимания и подхода к воспитанию.

Понятие и классификация

Попытаемся разобраться, что же это за категория детского населения. Итак, определение "дети с ОВЗ" подразумевает наличие у ребенка временного или постоянного отклонения в физическом и/или психическом развитии. При этом существует необходимость создания для него специальных условий для обучения и воспитания. В данную группу можно отнести как детей-инвалидов, так и не признанных инвалидами, но при наличии ограничений жизнедеятельности.

Согласно основной классификации дети с ОВЗ разделяются на следующие категории:

  • с нарушением слуха;
  • с дисфункцией речи;
  • с патологией опорно-двигательного аппарата;
  • с проблемами психического развития, отсталостью умственного развития;
  • с поведенческими расстройствами и нарушением общения;
  • дети с сочетанными, сложными нарушениями развития.

 

Такие дети нуждаются в психолого – педагогическом сопровождении

Цель психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ в ДОУ:

создание комплексной системы психолого-педагогических условий, способствующих успешной адаптации, реабилитации и личностному росту детей в социуме.

Задачи психолого-педагогического сопровождения:

    выявление особых образовательных потребностей детей с ОВЗ, обусловленных недостатками в их физическом и (или) психическом развитии;

    осуществление индивидуально ориентированной психолого -педагогической помощи детям с ОВЗ с учетом особенностей психофизического развития и индивидуальных возможностей детей (в соответствии с рекомендациям и психолого- педагогической комиссии);

    возможность освоения детьми с ОВЗ Общеобразовательной программы и их интеграции в образовательном учреждении.

 

 

 

Алгоритм действий с детьми с ограниченными возможностями здоровья  посещающих дошкольное образовательное учреждение.

1 этап Ориентировочный:

Первичная встреча с семьей, сбор информации о развитии ребенка, выявление образовательного запроса.

Заключение договора между ДОУ и родителями (законными представителями)

Установление эмоционального контакта с ребенком.  Пребывание в детском саду ребенка с родителем. Адаптационные мероприятия.

 

 

2 этап Организационный:

Создание Психолого- педагогического консилиума образовательного учреждения (ППк ОУ) как формы взаимодействия специалистов учреждения, объединяющихся для психолого-медико-педагогического сопровождения  воспитанников с ограниченными возможностями здоровья,  ППк —это объединение методиста, специалистов, медицинского работника, воспитателей, реализующих ту или иную стратегию сопровождения ребенка и разрабатывающих конкретные тактики сопровождения включенного ребенка.

Содержание деятельности консилиума ОУ:

1 Изучение медицинской карты ребенка, заключения ППК.

2 Психолого-медико-педагогическая диагностика.    

 3  Обсуждение специалистами особенностей развития и социальной

адаптации  ребенка с ОВЗ; составление полной картины развития ребенка, а не фрагментарных представлений о его развитии в разных областях,

4 Разработка индивидуального образовательного маршрута.           

Который составляется на основе диагностических данных и рекомендаций специалистов ППК; и строится с опорой на понимание причин и механизмов конкретного варианта

отклоняющегося развития, и включает в себя коррекционную работу, направленную на устранение или уменьшение этих отклонений.

5 Составление адаптированной ООП ДОУ

 

 

3 этап Основной:

Создание «безбарьерной» развивающей предметно – пространственной среды.

Реализация индивидуального образовательного маршрута и адаптированной ООП ДОУ

Проведение промежуточной диагностики и анализ

Консультирование родителей

Взаимодействие с родителями

(Зосименко О.В.)

Одним из важных направлений в деятельности психолого-педагогической службы является работа с семьями (родителями) детей с ОВЗ.

Работе с родителями детей с ОВЗ неслучайно уделяется достаточно большое внимание. Для таких детей, контакт которых с окружающим миром сужен, неизмеримо возрастает роль семьи. Семье принадлежат значительные возможности в решении определённых вопросов: воспитания детей, включение их в социальные и трудовые сферы, становление детей с ОВЗ как активных членов общества. Но многочисленные исследования (Г.Л. Аксарина, Н.Ю. Иванова, В.Н. Касаткин, Н.Л. Коваленко, А.Г. Румянцев и др.) свидетельствуют о том, что появление в семье ребёнка с ОВЗ нарушает сложившуюся жизнедеятельность семьи: меняются психологический климат семьи, супружеские отношения.

 

Основные проблемы, возникающие в семьях детей с ОВЗ.

 

Умышленное ограничение в общении: родители детей с ОВЗ ограничивают круг общения (как свой, так и ребёнка), избегают новых знакомств. Таким образом, социальная среда ребёнка с ОВЗ ограничивается семейным кругом, семья «закапсулирована» и это отрицательно сказывается на социализации ребёнка.

Гиперопека: часто гиперопека является единственным способом самореализации для родителей ребёнка с ОВЗ. В следствие этого, дети часто окружены излишней заботой и начинают использовать свою ущербность, становятся ревнивы, требуют повышенного внимания.

Не принятие родителями себя и своих детей такими, какие они есть. Родители испытывают чувство ущербности, смотрят на проблему, как на свой «крест».

Отсутствие знаний и навыков, необходимых для воспитания ребёнка не позволяют родителям создавать оптимальные (иногда и специальные) условия для ребёнка дома.

Именно помощь в решении этих проблем является приоритетным направлением в системе психолого-педагогической работы с родителями детей с ОВЗ.

 

Исходя из всего вышесказанного, учитывая проблемы, возникающие в семьях, где воспитываются дети с ОВЗ, цель психолого-педагогической работы с родителями таких детей: повышение педагогической компетенции родителей и помощь семьям по адаптации и интеграции детей с ОВЗ в общество

Для решения данной цели в работе поставлен ряд задач:

 

научить родителей эффективным способам взаимодействия с ребёнком;

вооружить необходимыми знаниями и умениями в области педагогики и психологии развития;

сформировать адекватную самооценку.

 

Психолого-педагогическая работа с родителями детей с ОВЗ проходит поэтапно.

 

Первичная диагностика ребёнка и его семьи. На этом этапе первое знакомство родителей со специалистами, которые в дальнейшем будут проводить коррекционные мероприятия. На данном этапе важно создание доверительного отношения к специалисту, заинтересованности родителей в участии в процессе развития и воспитания ребёнка в ДОУ и семье.

Более глубокое знакомство специалистов и воспитателей с родителями, налаживание тесного контакта. На этом этапе происходит ознакомление родителей с формами работы ДОУ .

Составление плана работы специалистов ДОУ с родителями детей с ОВЗ.

Непосредственная работа с родителями.

 

Беседы: коллективные и индивидуальные.

Консультации: коллективные, индивидуальные, по заявке, тематические, оперативные. Данные формы работы преследуют цель информирования родителей об этапах психологического развития ребёнка, организации предметно-развивающего пространства для ребёнка в семье, закономерностях аномального развития.

Родительские собрания в форме: тренинга, «круглых столов», «Педагогической гостиной». В ходе тренинга решаются многие задачи. Это и выработка активной родительской позиции, снятие чувства вины, повышение самооценки участников и т.д. Участие в тренинге помогает родителям приобрести навыки решения конфликтных ситуаций с ребёнком, научиться эффективному взаимодействию с ним, решить некоторые личностные проблемы, осознать и оптимизировать свою родительскую позицию Работа, построенная таким образом, помогает решить не только личностные проблемы, но и выработать определённые социальные навыки для преодоления трудностей в воспитании детей с ОВЗ.

Индивидуальные и групповые занятия с детьми с участием родителей. Участие в таких занятиях, стимулирует родителей, вдохновляет их. Здесь они учатся не только содержательному взаимодействию со своим ребёнком, но и осваивают новые методы и формы общения с ним. Кроме того, на занятиях родители учатся приводить в соответствие возможности ребёнка и свои требования к нему.

Проведение совместных праздников, конкурсов, развлечений.

В результате такой работы: родители видят, что вокруг них есть семьи, близкие им по духу и имеющие похожие проблемы; убеждаются на примере других семей, что активное участие родителей в развитии ребёнка ведёт к успеху; формируется активная родительская позиция и адекватная самооценка.

 

Такое сотрудничество со специалистами ДОУ помогает родителям применять полученные знания и умения в работе со своими детьми дома и принять ребёнка таким, какой он есть – во всех его проявлениях.

 

 

 

«Требования к профессиональной компетентности педагога 
в условиях инклюзивного образования»

Воспитатель  Камбарули Н.В.

 

Одним из основных условий инклюзивного образования является профессиональная компетентность педагогов, обеспечивающих обучение, воспитание и развитие детей с ограниченными возможностями здоровья.
Подготовке педагогов к взаимодействию с учащимися с ограниченными возможностями здоровья в условиях инклюзивного образования должно уделяться особое внимание.

Специфика организации образовательной и коррекционной работы с детьми, имеющими нарушения развития, обусловливает необходимость специальной подготовки педагогического коллектива общеобразовательного учреждения, обеспечивающего интегрированное образование. Педагогические работники образовательного учреждения должны знать основы коррекционной педагогики и специальной психологии, иметь четкое представление об особенностях психофизического развития детей с ограниченными возможностями здоровья, о методиках и технологиях организации образовательного и реабилитационного процесса таких детей.

 

Успешно работать с детьми, имеющими нарушения развития, не могут люди, не получившие специальное дефектологическое образование.
Следует вводить в штатное расписание общеобразовательных учреждений ставки педагогических (учителя-дефектологи, учителя- логопеды, педагоги-психологи, социальные педагоги и др.) и медицинских работников с целью обеспечения освоения детьми с ограниченными возможностями здоровья основной образовательной программы, коррекции недостатков их физического и (или) психического развития. 

Учитывая, что ребенок с ограниченными возможностями здоровья получает возможность свободного выбора образовательного учреждения, каждому учителю необходимо обладать определенным уровнем сформированности инклюзивной компетентности как составляющей его профессиональной компетентности. 

Развитие инклюзивной компетентности педагогов позволит эффективно осуществлять педагогическую деятельность.

Как отмечалось выше, огромное значение при осуществлении педагогической деятельности в условиях инклюзивного образования имеет направленность личности учителя ,воспитателя  (мотивационная компетенция). Хотелось бы заострить внимание на данном направлении, т.к. не каждый педагог, работающий в общеобразовательном учреждении с нормально развивающимися детьми, способен к работе с ребенком, имеющим ограниченные возможности здоровья. 

В процессе профессиональной подготовки педагога к реализации инклюзивного образования необходимо учитывать его профессионально-личностную готовность к работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья.

Профессионально-личностная готовность педагога к работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья включает профессионально-гуманистическую направленность личности, в том числе ее профессионально-ценностные ориентации, профессионально-личностные качества и умения.

Профессионально-гуманистическая направленность личности проявляется в осознании педагогом гуманистических ценностей профессиональной деятельности, удовлетворенности ею, целеустремленности в овладении профессиональным мастерством, действенности и активности личности в достижении гуманистических целей и задач воспитания и обучения детей.

Педагог, готовящийся работать с детьми с ограниченными возможностями здоровья, должен принять следующую систему профессионально-ценностных ориентаций: 

признание ценности личности человека независимо от степени тяжести его нарушения; 

направленность на развитие личности человека с нарушением в развитии в целом, а не только на получение образовательного результата; 

осознание своей ответственности как носителя культуры и ее транслятора для людей с нарушениями в развитии; 
понимание творческой сущности педагогической деятельности с детьми с ограниченными возможностями здоровья, требующей больших духовных и энергетических затрат и др.

Важная составляющая профессионально-личностной готовности педагога, работающего с лицами с ограниченными возможностями здоровья - готовность к оказанию помощи. Психологи считают, что готовность к помощи у разных людей неоднородна. Чем выше уровень эмпатии, ответственности, заботливости, тем выше уровень готовности к помощи. Готовность к помощи у человека развивается при соответствующих условиях.

Готовность к оказанию помощи - интегральное личностное качество, включающее милосердие, эмпатию, толерантность, педагогический оптимизм, высокий уровень самоконтроля и саморегуляции, доброжелательность, умение наблюдать, способность суммировать наблюдения и использовать увеличившийся объем информации о ребенке (взрослом) для оптимизации педагогической работы; перцептивные умения (способности проникать во внутренний мир ребенка, психологическая наблюдательность, связанная с тонким пониманием личности учащегося и его временных психических состояний); креативность, творческий подход к решению проблем, задач педагогической работы и др. Педагог должен осознавать значимость этих качеств и стремиться их развивать.

Милосердие - одно из существенных выражений гуманности. В понятии милосердия соединились духовно-эмоциональный (переживание чужой боли как своей) и конкретно-практический (порыв к реальной помощи) аспекты. В отличие от гуманности, которая рассматривается по отношению ко всему живому, людям, как нуждающимся в помощи, так и самодостаточным, милосердие употребляется по отношению к людям, нуждающимся в помощи (инвалидам, больным, престарелым и др.) и отражает готовность помочь нуждающимся и саму помощь.

Эмпатия - важное профессиональное качество педагога, работающего с детьми с ограниченными возможностями здоровья, Она предполагает понимание ребенка, сочувствие ему, умение увидеть ситуацию его глазами, встать на его точку зрения. Эмпатия тесно связана с феноменом принятия, под которым подразумевается теплое эмоциональное отношение со стороны окружающих к ребенку с ограниченными возможностями здоровья.

Толерантность включает терпимость, устойчивость к стрессу, неопределенности, конфликтам, поведенческим отклонениям, агрессивному поведению, к нарушению норм и границ. Педагогу в профессиональной деятельности часто приходится проявлять толерантное, спокойно-доброжелательное отношение к необычному внешнему виду воспитанников, к их неадекватному поведению, нечеткой речи, а порой отсутствию ее. Поэтому для такого педагога высокий уровень толерантности является одним из факторов, которые обеспечивают эффективность его деятельности.

Педагогический оптимизм по отношению к детям с ограниченными возможностями здоровья предполагает уверенность в продвижении в развитии такого ребенка, вере в его потенциал. Наряду с этим следует опасаться предъявления завышенных требований к ребенку, ожидания от него более высоких результатов, чем те, на которые он способен.

Педагог, работающий с детьми с ограниченными возможностями здоровья, должен обладать высоким уровнем регуляции своей деятельности, контролировать себя в стрессовых ситуациях, быстро и уверенно реагировать на изменение обстоятельств и принимать решения. Ему необходимо иметь в своем арсенале умения, позволяющие справляться с негативными эмоциями, навыки релаксации, умение владеть собой, способность адаптироваться в трудных, неожиданных ситуациях.

Самообладание педагога, его уравновешенность, эмоциональная устойчивость позволяют предупредить конфликтные ситуации в отношениях между детьми, между детьми и педагогом, что имеет особую значимость для правильной организации учебно-воспитательного процесса, в котором важное место отводится созданию охранительного режима, щадящего нервную систему ребенка с ограниченными возможностями здоровья и оберегающего его от излишнего перевозбуждения и утомления.

Важным требованием к педагогу, осуществляющему педагогическую деятельность с детьми с ограниченными возможностями здоровья, является проявление им деликатности и тактичности, в том числе умение соблюдать конфиденциальность служебной информации и личных тайн воспитанника (то есть деонтологический менталитет).

Педагог несет ответственность за выбранные цели, задачи, содержание, методы обучения и воспитания ребенка с ограниченными возможностями здоровья, так как изначально такой ребенок является более зависимым от педагогической помощи, чем нормально развивающиеся сверстники.

Таким образом, профессионально-личностная готовность педагога к работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья предполагает сформированность целого комплекса качеств, которые основываются на личностных ресурсах. 

Для выявления уровня профессионально значимых качеств необходимо использовать комплекс диагностических методик, чтобы, соотнеся результаты диагностики с требованиями, предъявляемыми к педагогу, работающему с детьми с ограниченными возможностями здоровья, он направил свою активность на коррекцию, развитие, совершенствование необходимых для компетентного педагога составляющих. 

Утверждение К.Д.Ушинского о том, что учитель живет до тех пор, пока учится, в современных условиях приобретает особое значение. Сама жизнь поставила на повестку дня проблему непрерывного педагогического образования, необходимость постоянного совершенствования учителя путем неустанной работы над собой. 

 

 

 

 

 

«Особенности предметно-развивающей среды для детей с ОВЗ в условиях внедрения ФГОС » воспитатель Мякаева А.А.

 

      На сегодняшний день на основании ряда документов: Закона об образовании» РФ, СанПиНа, Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС), программы (которая реализуется в дошкольном отделении), в любое образовательное учреждение может прийти ребенок с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). И тогда образовательное учреждение должно создать специальные условия, связанные с необходимостью и возможностью образования этих детей.

Организация жизнедеятельности детей с отклонениями в развитии во многом зависит от того, насколько целесообразно создана предметная среда, так как она является не только социокультурным фактором общего развития, но и фактором коррекционно-компенсаторного преодоления недостаточности психофизического развития детей. Процесс преобразования содержания педагогического процесса не может быть оторван от той развивающей среды, в которой он должен воплощаться

Предметно-развивающая среда – это совокупность условий, оказывающих прямое и косвенное влияние на всестороннее развитие ребёнка в образовательном учреждении, состояние его физического и психического здоровья, успешность его дальнейшего образования, а также на деятельность всех участников образовательного процесса в дошкольном учреждении. 

Цель создания развивающей среды в дошкольном образовательном учреждении обеспечение жизненно важных потребностей формирующейся личности:  витальных, социальных, духовных. Развивающая среда выступает в роли стимулятора, движущей силы в целостном процессе становления личности ребенка, она обогащает личностное развитие.

Развивающая предметно-пространственная среда должна быть содержательно насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной.

В чем же заключается особенность организации предметно-развивающей среды группы для всех категорий детей с ОВЗ?

Для начала рассмотрим примерный перечень зон для организации предметно-развивающей среды в соответствии с методическими рекомендациями Министерства образования.

  - зона сюжетно-ролевых и режиссерских игр (уголок театрализованной деятельности, уголок ряженья.)

 - зона познавательной активности (экспериментирование с различными материалами, развитие речи, наблюдение за природными явлениями, развитие математических представлений и пр.)

-зона для самостоятельной деятельности детей (конструирование из различных материалов, художественно-продуктивная деятельность, ознакомление с литературой, выставка детского творчества, центр патриотического воспитания и пр.)

 -зона двигательной активности (физкультурный уголок, подвижные и спортивные игры, соревнования и пр.);

 - зона настольно-печатных и развивающих игр (рассматривание иллюстративного материала, дидактические игры и пр.)

 - зона экспериментирования и наблюдения за природными явлениями (экспериментальные лаборатории, календарь природы, центры для организации различных проектов и пр.);

 - зона отдыха (уголок уединение, общения  и пр.)

А теперь рассмотрим особенности организации предметно-развивающей среды  для детей с нарушениями речи на примере двух центров:

  • Центр моторного и конструктивного развития
  • Центр речевого развития «Будем говорить правильно»

Если говорить о создании определённых условий для детей с нарушениями  зрения, то при построении предметно-развивающей среды, на первое место встаёт соблюдение офтальмогигиенических требований

  • Достаточная освещенность.
  • Соответствие игрового и наглядного материала тифлопедагогическим требованиям по размеру, окраске, контрастности, реалистичности, объемности

 Большое внимание нужно уделить развитию зрительно-двигательной ориентировке в пространстве

Обеспечивая  ребенку лучшие условия для видения, по пути перемещения и в самих помещениях, используют  разные маркеры: световые, цветные атрибуты, сигналы. На лестничных проемах,  начало  и  конец перил, обозначают  цветными кубиками. Угол косяка дверного проема  обозначается  на уровне  глаз  ребенка полоской  контрастного  цвета  длиной 40-50 см,  на дверную  ручку наклеивают круг. На шкафчик в раздевалке,  кровать,  в ячейку для полотенца  наклеивают  ориентиры  из одинаковых  объемных  картинок. Взрослые  обязательно  сразу  проговаривают  ребенку,  какие  ориентиры  есть в группе и  по дороге из группы  в другие помещения  детского сада. В центре музыкального и  физкультурного зала на ковре фиксируют  яркие цветные ориентиры, которые  помогают  детям  найти место  при  перестроении.

- демонстрационный  материал  по  размеру должен  быть  не менее 20см,  материал  раздаточный от 3 до 5см;  предметные  и сюжетные  картинки  необходимо  окантовывать;

- наличие подставок, что позволяет  рассматривать объект  в вертикальном  положении;

-посадка  ребёнка  на занятии осуществляется  с  учетом рекомендации  врача-офтальмолога.

- особое  внимание  обратить на логическую  последовательность заданий: это могут быть дидактические игры  по изучаемым темам,  кроссворды,  ребусы,  логические  цепочки,  алгоритмы;

- преобладание пособий  красного, оранжевого,  зеленого  цветов

(младшая, средняя группа), постепенное  ознакомление с другими цветами  в старших группах;

- материал  для  заданий  должен  быть правильно  подобран  по размеру  (помидор не должен  быть  больше капусты,  машина больше дома):

Для эффективного развития ребенка с нарушением зрения необходимо наличие сенсорного уголка,  в котором  будут заводные,  звучащие,  сделанные  из  разного  материала  игрушки, дощечки  с  разными  тактильными  поверхностями

  • Предметно-развивающая среда для детей с Задержкой Психического Развития

- Различные варианты материалов по одной  теме (живые  объекты, объемные  предметы, плоскостные  предметы,  иллюстрации)

- Схемы  и алгоритмы  действий

- Модели  последовательности  рассказывания, описания

- Модели сказок

Правильно  реализуемая  развивающая  среда  способствует развитию у детей  когнитивных процессов  (памяти, внимания, мышления).

Предметно-развивающая среда для детей с нарушениями интеллекта

- Предметы  для  развития  перцептивных  действий

- Предметы  для  развития  сенсорной  сферы

- Реальные предметы  для  рассматривания  и  обследования различной  формы,  цвета,  величины

- Подборки  простого  иллюстративного  материала  по ознакомлению  с  природой,  окружающим,  действиями людей

Предметно-развивающая среда для детей с нарушениями слуха

У детей с недостатками слуха нарушается развитие понимания обращенной речи, с трудом формируется активный словарь и связная речь.

- Игрушки, картинки, таблички для изучения пространственных понятий

- Схемы составления описательных рассказов, предложений

- Схемы последовательности действий

Если  в детский сад  поступает ребенок с заболеванием или повреждениями опорно-двигательного аппарата, то педагогам нужно создать необходимые условия:

- Свободное малоизрезанное пространство

- Минифланелеграфы для каждого ребенка с подборкой карточек, моделей по темам

- Разнообразные шнуровки по темам

- Рамки Монтессори

- Мелкие предметы для счета, выкладывания узоров, переборки

- Сухие бассейны, тренажеры, игрушки-двигатели, сборно-разборные игрушки.

Для  оценки  эффективности и качества  развивающей  среды  могут быть использованы  специальные  критерии: ( вы их видите на экране)

Для повышения уровня социальной адаптации и дальнейшего развития воспитатель должен поддерживать у всех детей чувства эмоционального комфорта и психологической защищённости. Любому дошкольнику важно ощущать себя любимым и неповторимым, в том числе ребенку с ОВЗ. Созданная предметно-развивающая среда позволит облегчить процесс адаптации с учётом интеграции образовательных областей и соблюдение принципов ФГОС.

 

 

 

 


Автор:  Лешукова А.Н.