Методические рекомендации об организации деятельности дошкольных образовательных организаций Республики Крым в 2020/2021 учебном году

Методические рекомендации об организации деятельности дошкольных образовательных организаций Республики Крым в 2020/2021 учебном году

Нормативные документы, регламентирующие содержание

деятельности дошкольных образовательных учреждений

Федеральные документы

- Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями);

- Федеральный закон от 24 июля 1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями);

- Федеральный закон от 29 декабря 2010 № 436 – ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» (с изменениями и дополнениями);

-Указ Президента Российской Федерации от 07.05.2018 г. № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года»;

- Указ Президента Российской Федерации от 11 мая 2020 г. № 316 «Об определении порядка продления действия мер по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения в субъектах Российской Федерации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19)»;

- Приказ Минобрнауки России от 30.08.2013 N 1014 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования» (с изменениями в ред. Приказ Минпросвещения РФ от 21.01.2019 N 32);

- Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 N 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» (ред. от 21.01.2019г);

- Приказ Минобрнауки России от 13.01.2014 N 8 «Об утверждении примерной формы договора об образовании по образовательным программам дошкольного образования»;

- Приказ Министерства просвещения России от 17 марта 2020 г. № 103 «Об утверждении временного порядка сопровождения реализации образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, образовательных программ среднего профессионального образования и дополнительных общеобразовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий»;

- Приказ Министерства просвещения России от 15 мая 2020 г. № 236 «Об утверждении Порядка приема на обучение по образовательным программам дошкольного образования»;

- Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 15 мая 2013 г. N 26 «Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций» (с изменениями и дополнениями);

- Приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 26.08.2010 №761н «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих», раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования»;

- Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 18.10.2013 №544н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального, общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)»;

- Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 27.09.2012 №08-406 «Об организации семейных дошкольных групп в качестве структурных подразделений ДОУ»;

- Письмо Министерства просвещения РФ от 7 февраля 2020 г. № СК-32/03 «О направлении информационных материалов»;

- Письмо Министерства просвещения РФ от 13 марта 2020 г. № СК-150/03 и письмо Роспотребнадзора от 13 марта 2020 г. № 02/414б-2020-23 «Об усилении санитарно-эпидемических мероприятий в образовательных организациях»;

- Письмо Министерства просвещения РФ от 19 марта 2020 г. № ГД-39/04 «О направлении методических рекомендаций»;

- Письмо Министерства просвещения РФ от 25 марта 2020 г. № ГД-65/03 «О направлении методических рекомендаций»;

- Письмо Министерства просвещения РФ от 8 апреля 2020 г. № ГД-161/04 «Об организации образовательного процесса»;

- Письмо Министерства просвещения РФ от 9 апреля 2020 г. № ГД-180/03 «О методических рекомендациях»;

- Письмо Министерства просвещения РФ от 12 мая 2020 г. № ВБ-1007/03 «О поэтапном возобновлении деятельности образовательных организаций»;

- Письмо Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека от 29 июня 2010 г. № 01/9618-0-32 «О рекомендациях об организации семейных воспитательных групп»;

- Письмо Роспотребнадзора и Министерства просвещения РФ от 7 февраля 2020 г.                  № 02/1814-2020-23/СК-32/03 «О направлении информационных материалов»;

- Письмо Роспотребнадзора от 8 мая 2020 г. № 02/8900-2020-24 «О направлении рекомендаций по организации работы образовательных организаций». 

 

Региональные документы

- Закон Республики Крым от 06.07.2015 №131-ЗРК/2015 «Об образовании в Республике Крым»;

- Указ Главы Республики Крым от 17 марта 2020 №63-У «О введении режима повышенной готовности на территории Республики Крым» (с изменениями и дополнениями);

- «Методические рекомендации по написанию календарного плана работы педагога в дошкольном образовательном учреждении» Министерства образования, науки и молодежи Республики Крым от 16.12.2015 г. № 01-14/3805.

 

 

 

 

 

 

 

Организация методической работы с педагогическими работниками

на этапе реализации ФГОС ДО

Методическая работа занимает особое место в системе дошкольной образовательной организации.

Эта система обучения педагогического персонала, прежде всего, должна   способствовать профессиональному   развитию   педагога, его самореализации, решению профессиональных проблем.

Совершенствование   качества   образовательного   процесса невозможно   без квалифицированных, хорошо подготовленных кадров, являющихся профессионалами в своей деятельности. Четко выстроенная методическая работа призвана обеспечить свободную ориентацию педагога не только в методиках и технологиях развития детей дошкольного возраста, но и в психологических закономерностях возрастного и личностного развития воспитанников.  Умение выбирать и использовать эффективные инструменты для реализации задач образовательной программы дошкольного образования, средства организации образовательного процесса, сформированность у педагогов навыков моделирования, прогнозирования, конструирования собственной педагогической деятельности обеспечивают возможность качественного решения задач, стоящих перед дошкольным образованием.

Содержание и организация системы методической работы в современной образовательной ситуации требует перехода учреждений дошкольного образования на более высокий уровень развития, предъявляет серьезные требования к личности педагога дошкольного образования, к уровню его профессиональной компетентности. Компетентность включает в себя теоретическую подготовленность педагога к предстоящей деятельности и непосредственно продуктивную деятельность. В связи с этим необходимо обеспечить готовность педагогов учреждений дошкольного образования к организации практической деятельности через организацию их обучения в системе методической работы. А это в свою очередь требует пересмотра и обновления, как содержания методической работы, так и форм её организации.

В педагогической литературе формы методической работы классифицируются по способу организации (коллективные, групповые, индивидуальные), по степени активности

участников (пассивные, активные, интерактивные).

Пассивные формы работы сориентированы в большой степени на репродуктивную мыследеятельность и обеспечивают опору на зону актуального развития педагогов.

Активные формы стимулируют   поиск, творческую   исследовательскую деятельность педагогов и ориентированы на зону их ближайшего развития.

Интерактивные формы предполагают создание нового образовательного продукта в процессе взаимодействия вовлеченных в образовательный процесс субъектов

Пассивные формы, в которых главное место отводится    прямой передаче знаний (доклады, сообщения), постепенно утрачивают свое значение из-за невысокой эффективности и недостаточной обратной связи.  Сегодня необходимо вовлекать педагогов в продуктивную деятельность с применением активных и интерактивных форм обучения. Они строятся в основном на диалоге, предполагающем свободный обмен мнениями о путях решения той или иной проблемы, на самостоятельном овладении знаниями в процессе активной познавательной деятельности, в том числе в дистанционном формате.

Использование активных и интерактивных форм обучения педагогов способствует:

- созданию атмосферы, снимающей у взрослых напряженность и тревожность в связи с включением в образовательную деятельность;

- повышению    уровня    активности, самостоятельности, стремления к сотрудничеству;

- стимулированию интереса и мотивации педагогов к самообразованию;

повышению профессионального мастерства педагогических работников;

- развитию навыков рефлексии собственной педагогической деятельности

В связи с этим, в 2020/2021 учебном году предлагается организовать деятельность методических формирований по единой теме: «Повышение профессиональной компетентности руководителей и специалистов дошкольных образовательных организаций в условиях обновления содержания дошкольного образования посредством использования разных форм методической работы».

Обращаем внимание, что предложенная тема может быть интегрирована с годовыми

задачами учреждения образования, актуальными направлениями деятельности муниципального образования.

Основными задачами методической деятельности с педагогами на 2020/2021 учебный год являются:

- сохранение доступности образования для воспитанников раннего и дошкольного возраста;

- обеспечение здоровьесберегающей направленности воспитательно-образовательного процесса в дошкольных образовательных организациях на основе межведомственного взаимодействия;

- совершенствование качества образовательного процесса

В рамках методической работы в 2020/2021 учебном году следует продолжить работу по:

- организации образовательного процесса на родном языке в дошкольных образовательных организациях с русским языком обучения;

- формированию основ безопасной жизнедеятельности у воспитанников;

- созданию условий для экономического воспитания и основ финансовой грамотности детей дошкольного возраста;

- организации развивающей предметно-пространственной среды в дошкольных образовательных организациях;

- организации     альтернативных форм дошкольного образования.

Развитие профессиональных компетенций педагогов осуществляется через работу методических формирований (объединений). Деятельность всех методических формирований (объединений) должна планироваться на основе анализа результатов методической работы за предыдущий учебный год, с учетом образовательного и квалификационного   уровней   педагогических   работников, их профессиональных интересов, запросов.

     В 2020/2021 учебном году рекомендуем обратить особое внимание на организацию клубной деятельности. Деятельность Клуба педагогических встреч как методического формирования (объединения) способствует выявлению и распространению   эффективного педагогического опыта использования в практике работы с детьми дошкольного возраста; повышению  самооценки  членов  клуба,  их  профессионального  уровня; помогает  по-новому  осмыслить  цели  и  задачи  дошкольного образования,  глубже  осознать  свою педагогическую деятельность, ее достоинства, составить   программу   роста профессионального мастерства. Если это поддержат коллеги,  стоить говорить о создании  межрегиональных методических объединениях.

 

                   Организация и содержание методической работы с руководителями и

специалистами системы дошкольного образования в 2020/2021 учебном году

В рамках методической работы в 2020/2021 учебном году особое внимание следует уделить вопросам повышения профессиональной компетентности руководителей и специалистов дошкольных образовательных организаций в условиях обновления содержания дошкольного образования посредством использование разных форм методической работы. Обращаем внимание, что   направления   деятельности методических служб в 2020/2021 учебном году определяются с учетом региональной специфики и имеющегося опыта работы.

Муниципальный уровень.

При планировании и организации методической работы в 2020/2021 учебном году должна   учитываться   специфика   методического   формирования (методические объединения, творческие и проблемные группы, школа молодого педагога, школа совершенствования педагогического мастерства, школа передового педагогического опыта и т.д.).

В плане методической работы следует указывать время проведения мероприятия или сроки и этапы реализации программы, контингент участников. 

В течение учебного года рекомендуется провести не менее 4 заседаний методических объединений для каждой категории педагогов; организовать работу методических формирований, деятельность которых планируется с учетом кадрового состава педагогических работников, а также с учетом интересов и запросов педагогов, их профессиональных умений и навыков.

При   организации   методической   работы   по   единой   теме «Повышение профессиональной  компетентности  руководителей  и  специалистов  учреждений дошкольного  образования  в  условиях  обновления  содержания дошкольного образования посредством использование разных форм методической работы» следует рассматривать формы  организации  методической  работы  не  как  самоцель,  а  как инструмент  повышения  профессионального  мастерства педагогов,  а  значит,  повышения качества образовательного процесса в дошкольных образовательных организациях и качества дошкольного  образования  в  целом. В связи с этим, при планировании методической работы необходимо тщательно изучить отличительные особенности каждой формы (мастер-класс и тренинг, конференция, клуб педагогических встреч, фестивали и др.) и, отдавая предпочтение тем или иным формам, учитывать специфику регионального компонента, методику организации и целесообразность выбора конкретной формы.

Работа методических формирований (объединений) может быть организована для следующих категорий педагогических работников ДОО:

заведующие дошкольными образовательными организациями;

- заместители заведующих по ВМР;

- старшие воспитатели ДОО;

- воспитатели ДОО (с учетом специфики возрастной группы);

-  воспитатели ДОО, работающие в разновозрастных группах;

-  воспитатели ДОО, работающие в группах компенсирующей и комбинированной направленности;

- педагоги, задействованные в организации дополнительных образовательных услуг;

- другие категории (с учетом специфики региона: например, с учетом языка обучения и воспитания, опыта работы педагога в системе  дошкольного образования).

С учетом предлагаемой единой методической темы в учебном году особую актуальность приобретает организация работы совместных (расширенных) заседаний методических формирований (методических объединений воспитателей ДОО всех перечисленных выше групп и учителей-логопедов, учителей-дефектологов, педагогов-психологов, музыкальных руководителей  и т.д.).

В   рамках   общей   методической   темы методическим формированиям (объединениями) рекомендуется обсудить следующие вопросы (с учетом категории педагогических работников):

- игра (занятие) как форма повышения профессионального мастерства воспитателя ДОО;

- критерии эффективности организации и планирования методической работы ДОО;

- организационно-педагогические   аспекты   формирования   основ   безопасности жизнедеятельности у детей дошкольного возраста;

- основные направления работы по формированию экономической культуры детей дошкольного возраста;

- изучения обновленного содержания образовательных программ дошкольного образования.

По-прежнему актуальными являются вопросы организации образовательного процесса на родном языке (крымскотатарском и украинском) в дошкольных   образовательных организациях с русским языком обучения, создание коммуникативной среды для воспитанников с целью формирования навыка общения на родном языке.

Региональный уровень.

При   планировании и организации   мероприятий   предлагаем выбрать направление деятельности с учетом актуальных для системы дошкольного образования Республики Крым в 2020/2021 учебном году.

В рамках подготовки к республиканским мероприятиям (семинары, конференции, форумы, фестивали) рекомендуем провести соответствующие мероприятия на муниципальном уровне.

 С 2019 года в Республике Крым функционирует 16 ресурсных центров на базе дошкольных образовательных учреждений гг. Евпатории, Керчи, Красноперекопска, Симферополя, Феодосии, Саки, Ялты, а также Бахчисарайского, Джанкойского, Красногвардейского и Симферопольского районов (приказы Министерства образования, науки и молодежи Республики Крым от 06.09.2016 №3183 и от 20.02.2019 №32).

Цель работы ресурсных центров формирование системы оценки качества дошкольного образования Республики Крым в условиях реализации федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования.

Основные задачи деятельности:

- формирование региональной системы оценки качества дошкольного образования, единых требований мониторинговой оценки качества образования дошкольных образовательных организаций;

- разработка критериев, показателей региональной системы оценки качества дошкольного образования по всем образовательным областям в соответствии с требованиями ФГОС ДО;

- подготовка методических рекомендаций по использованию диагностического комплекта при проведении комплексного исследования уровня сформированности знаний, умений и представлений ребенка дошкольного возраста;

- оказание информационной и консультативной помощи педагогическим работникам дошкольных образовательных организаций в проведении мероприятий по оценке качества дошкольного образования.

ГБОУ ДПО РК «Крымский республиканский институт постдипломного педагогического образования» осуществляет научно-методическое сопровождение деятельности Центров.

Материальная база Центров используется для проведения организационно-методических мероприятий, изучения и внедрения современных образовательных технологий, распространения передового педагогического опыта.

Ресурсные центры по реализации основной образовательной программы дошкольного образования в соответствии с требованиями ФГОС ДО на базе дошкольных образовательных учреждений

 

№ п/п

Муниципальное образование

Наименование учреждения

Электронный адрес

1.

г. Симферополь                     

МБДОУ «Детский сад комбинированного вида №85 «Радуга»

duu85-raduga@mail.ru

2.

г. Симферополь

МБДОУ «Детский сад общеразвивающего вида № 103 «Аврора»

avrora212@bk.ru

3.

г. Евпатория 

МБДОУ «Детский сад №1 «Космос»

dyzkosmos@mail.ru

4.

г. Евпатория

МБДОУ «Детский ад № 37 «Журавлик»

duz37zhuravlik@mail.ru

5.

г. Ялта

МБДОУ «Детский сад №19 «Солнышко»

sunshinesyalta@mail.ru

6.

г. Керчь       

МБДОУ «Детский сад комбинированного вида  №6 «Радуга»

voron_6@bk.ru 

7.

г. Керчь       

МБДОУ «Детский сад комбинированного вида № 2 «Капелька»

vadimovna09@mail.ru

8.

г. Феодосия

МБДОУ «Детский сад № 11 «Сказка»

myza60ru@mail.ru 

9.

г. Феодосия

МБДОУ «Детский сад № 23 «Улыбка»

dou23-feo@mail.ru

10.

г. Красноперекопск

МБДОУ (ясли-сад)    № 13 «Сказка»

skazka_sadik@mail.ru 

11.

Симферопольский район, пгт Гвардейское

МБДОУ «Детский сад «Солнышко»

пгт. Гвардейское»

solnishko-59@list.ru 

12.

Симферопольский район, с. Мирное

МБДОУ «Детский сад «Золотой ключик» с. Мирное»

galina_guda@mail.ru

13.

Красногвардейский район,

п. Красногвардейское

МБДОУ «Детский сад №5 «Непоседа»

п. Красногвардейское

neposeda14@inbox.ru

14.

г. Саки

МБДОУ «Детский сад № 13 «Светлячок»

natasha_stasyuk@mail.ru

15.

Бахчисарайский район (г. Бахчисарай)

МБДОУ  «Детский сад № 5 «Красная шапочка»

polishchuk69@list.ru

16.

Джанкойский район

с. Азовское

МДОУ «Азовский детский сад «Тополек»

azovskoetopolek@gmail.com

 

Инновационная деятельность

В соответствии с частью 2 статьи 12 Закона Республики Крым «Об образовании в Республике Крым» от 06.07. 2015г. №131-ЗРК/2015, Порядком признания образовательных учреждений и их объединений региональными инновационными площадками, утвержденным приказом Министерства образования, науки и молодежи Республики Крым от 17.11. 2016 г.  № 3756 и на основании заключения Экспертной комиссии по вопросам присвоения статуса региональных инновационных площадок  присвоен статус региональных инновационных площадок, осуществляющих деятельность в сфере образования Республики Крым, четырем дошкольным образовательным организациям:

 

№ п/п

Муниципальное образование

Наименование учреждения

Тема проекта (программы)

Научный руководитель

1.

г. Евпатория

МБДОУ «Детский сад № 1 «Космос

«Взаимодействие дошкольного учреждения с учреждениями города в рамках социального партнерства как средство нравственно-патриотического воспитания дошкольников города Евпатории в условиях внедрения ФГОС ДО»

Научный руководитель: Колосова Н.Н., кандидат психологических наук, доцент кафедры методик начального и дошкольного образования Евпаторийского института социальных наук ФГАОУ ВО «КФУ им. В.И. Вернадского, Клещевич Г.Н., заведующий МБДОУ)

2.

г. Евпатория

МБДОУ «Детский сад № 37 «Журавлик»

«Совершенствование инновационных процессов дошкольного образовательного учреждения по безопасности движения через модернизацию развивающего пространства в условиях реализации ФГОС ДО»

научный руководитель: Калашникова Е.О., заведующий МБДОУ

3.

г. Ялта

МБДОУ «Детский сад №67 «Солнечный дом»

«Лаборатория маленького исследователя»

научный руководитель: Горбунова Наталья Владимировна, доктор пед. наук, профессор, директор Института педагогики, психологии и инклюзивного образования Гуманитарно-педагогической академии (филиал) ФГФОУ ВО «КФУ им. В.И. Вернадского» в г. Ялте;

руководитель проекта:                             Худякова С. Н.

4.

Симферопольский район п. Школьное

МБДОУ «Звездочка»

п. Школьное»

«Финансовая грамотность как компонент ранней профориентации детей старшего дошкольного возраста»

научный руководитель: Бахича Элеонора Экремовна, кандидат пед. наук, доцент, и.о заведующего кафедрой дошкольного и начального образования ГБОУ ДПО РК КРИППО;
руководитель проекта Ткач Н.Г.

 

В соответствии с приказом Федерального государственного бюджетного научного учреждения «Институт изучения детства, семьи и воспитания Российской Академии Образования» от 04.09.2018г. № 25/17-4 присвоен статус инновационных площадок по апробации и внедрению парциальной модульной программы «STEM-образование детей дошкольного и младшего школьного возраста» десяти дошкольным образовательным организациям, осуществляющим деятельность в сфере образования Республики Крым:

 

№ п/п

Муниципальное образование

Наименование учреждения

1.

г. Симферополь

МБДОУ «Детский сад комбинированного вида №55 «Нептун»

2.

г. Симферополь

МБДОУ «Детский сад комбинированного вида №77 «Крымчаночка»

3.

г. Симферополь

МБДОУ  «Детский сад компенсирующего вида №78 «Колокольчик»

4.

г. Симферополь

МБДОУ «Детский сад общеразвивающего вида №98 «Ивушка»

5.

г. Судак

МБДОУ «Детский сад №1 «Ласточка»

 

6.

г. Судак, с. Веселое

МБДОУ «Детский сад «Сказка»

 

7.

г. Саки

МБДОУ «Детский сад №13 «Светлячок»

 

8.

Симферопольский район,

с. Чистенькое

МБДОУ «Детский сад «Аленушка»

9.

г. Евпатория,

пгт Заозерное

МБДОУ «Детский сад №34 «Чайка»

10.

г. Симферополь

АНО ДОО УВК «Алые паруса»

 

 

Трансляция инновационного опыта ДОО Республики Крым осуществляется через информационное обеспечение (сайты городских (районных) управлений (отделов) образования и КРИППО), издательскую деятельность, организацию и проведение семинаров и конференций, в программе Форума педагогических работников дошкольных образовательных учреждений Республики Крым.

В соответствии с приказом от 21.01.2020 № 99 «О проведении регионального этапа Всероссийского профессионального конкурса «Воспитатель года России» в 2020 году» в Республике Крым (далее – Конкурс) в г. Феодосия проведен региональный этап Конкурса. Педагоги показали высокий уровень профессионального мастерства, теоретические знания в области дошкольной педагогики и детской психологии, практические навыки в педагогической деятельности.

Образовательные организации г. Феодосии предоставили все условия для качественного проведения Конкурса: соответствующие учебно-методические материалы, литературу, технические средства обучения и  оборудование, видео и фото-сопровождение.

Решением жюри победителем регионального этапа Конкурса стала воспитатель МБДОУ «Детский сад «Солнышко» с. Мирное» Симферопольского района Республики Канданова Севиля Аблякимовна.

Финалисты Конкурса в 2020 году:

‒ Осипова Ирина Николаевна, воспитатель МБДОУ «Детский сад №19 «Солнышко» муниципального образования городской округ Ялта Республики Крым, финалист I степени;

‒ Ганус Екатерина Сергеевна, инструктор по физической культуре МБДОУ «Детский сад №11 «Сказка» г. Феодосии Республики Крым», финалист II степени;

‒ Дуденко Марина Валериевна, музыкальный руководитель МБДОУ «Детский сад общеразвивающего типа №107 «Боровичок» муниципального образования городской округ Симферополь Республики Крым, финалист III степени;

‒ Агапитова Лариса Петровна, воспитатель муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения МБДОУ «Детский сад №20 имени 1 Мая города Евпатории Республики Крым», финалист IV степени.

Лауреатами Конкурса «Воспитатель года России» в 2020 году стали:

‒ Буженица Антонина Сергеевна, воспитатель МБДО города Керчи Республики Крым «Детский сад комбинированного вида №54 «Калина»;

‒ Мухтарова Незире Ремзиевна, воспитатель МБОУ «Дачновская средняя общеобразовательная школа» городского округа Судак детский сад  «Капитошка»;

‒ Ставицкая Людмила Эдуардовна, воспитатель МДОУ города Джанкоя Республики Крым «Детский сад №16 «Ручеек»;

‒ Ступак Ирина Леонидовна, воспитатель МБДОУ «Детский сад «Дружба» села Скалистое Бахчисарайского района Республики Крым;

‒ Шкребель Людмила Александровна, воспитатель МБДОУ «Детский сад №13 «Светлячок» города Саки Республики Крым.    

 

Организация образовательной деятельности в ДОО

Активно работая над совершенствованием образовательного процесса, становится актуальным вопрос экономического воспитания детей дошкольного возраста.

Финансовая грамотность для дошкольников – это финансово-экономическое образование детей, направленное на заложение нравственных основ финансовой культуры и развитие нестандартного мышления в области финансов (включающее творчество и воображение).

В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования главной целью и результатом образования является развитие личности. Формирование финансовой грамотности приближает дошкольника к реальной жизни, пробуждает экономическое мышление, позволяет приобрести качества, присущие настоящей личности.

Стратегия повышения финансовой грамотности в Российской Федерации на 2017–2023 гг., утвержденная Распоряжением Правительства РФ от 25 сентября 2017 г., содержит определение финансовой грамотности, как результата процесса финансового образования, который определяется как сочетание осведомленности, знаний, умений и поведенческих моделей, необходимых для принятия успешных финансовых решений и в конечном итоге для достижения финансового благосостояния.

На уровне дошкольной образовательной организации включение в образовательный процесс изучение основ финансовой грамотности позволяет решать следующие задачи, зафиксированные в Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования:

  1.  «Создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребёнка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром» (ФГОС ДО).

Постепенное и дозированное погружение ребенка в современный мир финансово-экономических отношений общества способствует развитию его потенциала как субъекта отношений со взрослыми и миром взрослых, где основой являются именно финансовые отношения. Изучение дошкольниками основ финансовой грамотности должно быть ограничено определенным перечнем базовых финансово-экономических понятий. Чтобы помочь детям освоить новые понятия и научиться строить простые предложениярекомендуется использовать театральные постановки, игры в группе из трех-пяти сверстников, развитие речи с помощью небольших сказок, разбора различных ситуационных задач и т.д.

  1. «Объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества» (ФГОС ДО).

Мир личных и семейных финансов наиболее эффективно позволяет дошкольнику осваивать социокультурные ценности, принятые в обществе правила и нормы поведения в интересах человека, семьи, общества. Ребенок начинает понимать, что его интересы и потребности не всегда могут быть реализованы из-за отсутствия материальных возможностей и финансовых средств в семье.

  1. «Формирование общей культуры личности детей, в том числе ценностей здорового образа жизни, развития их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребёнка, формирования предпосылок учебной деятельности» (ФГОС ДО).

Особое место в познании ребенком социального мира занимают наблюдение и общение, которые берут на себя существенную нагрузку в социализации личности ребёнка.

  1.  «Обеспечение преемственности целей, задач и содержания образования, реализуемых в рамках образовательных программ различных уровней - дошкольного и начального общего образования» (ФГОС ДО).

Поскольку в школах Российской Федерации  повсеместно внедряются программы обучения финансовой грамотности, начиная с начальной ступени образования, то дошкольным образовательным организациям следует включить в воспитательно-образовательный процесс изучение основ финансовой грамотности как пропедевтику, чтобы обеспечить преемственность программ при переходе ребенка из детского сада в начальную школу.

  1. «Обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей» (ФГОС ДО).

Эффективная педагогическая деятельность дошкольной образовательной организации по изучению основ финансовой грамотности возможна только в том случае, если в этот процесс активно включаются родители. Следовательно, при включении образовательной программы в образовательный процесс каждый педагогический коллектив должен предусматривать финансовое просвещение родителей, обеспечивая их различными материалами, которые они могут использовать в самостоятельной деятельности, чтобы поддержать интерес ребенка к тем темам, которые он изучает вместе с воспитателем в дошкольной образовательной организации.

Среди основных воспитательных задач можно выделить:

-    побуждение интереса к изучению мира экономики и финансов;

-    воспитание уважения к своему и чужому труду, добросовестному отношению к посильному труду, коллективизму в быту, предусматривающего взаимопомощь между членами семьи, друзьями и соседями;

-    воспитание нравственно-экономических качеств личности: трудолюбия, деловитости, предприимчивости, добросовестности, ответственности и самоконтролю, уверенности в себе, находить наилучший выход в ситуации;

-    воспитание бережного отношения ко всем видам собственности (личной и общественной), семейному и общественному достояниюматериальным ресурсам;

-    побуждение к взаимопомощи и поддержке, желанию делиться и отдавать, в случае острой необходимости, прийти на помощь ближнему.

В рамках проекта апробации программ по основам финансовой грамотности детей дошкольного возраста Министерством образования, науки и молодежи Республики Крым совместно с Отделением по Республике Крым Южного главного управления Центрального банка Российской Федерации определены следующие дошкольные образовательные организации:

 

п/п

Муниципальное образование

Образовательная организация

Электронный адрес

1.

г. Симферополь

МБДОУ «Детский сад
общеразвивающего вида №27 «Аленький цветочек» муниципального образования городской округ Симферополь Республики Крым

duu27cvetok@mail.ru

2.

Симферопольский район

МБДОУ «Детский сад «Звёздочка»

п. Школьное» Симферопольского района Республики Крым

zvezdochkaduz@mail.ru

3.

г. Феодосия

МБДОУ «Детский сад № 36 «Искорка»

г. Феодосии Республики Крым»

iskorka.detsad36@yandex.ru

4.

Красногвардейский район

МБДОУ «Детский сад №5 «Непоседа»

п. Красногвардейское Красногвардейского района Республики Крым

neposeda14@inbox.ru

Начало формы

 

Одним из приоритетных направлений деятельности дошкольных образовательных организаций становится музейная педагогика.

Музейная педагогика является инновационной технологией в сфере личностного воспитания детей, создающая условия погружения личности в специально организованную предметно-пространственную среду.

Важная особенность мини-музеев в  развивающей среде — участие в их создании педагогов, детей и родителей. В обычном музее ребенок — лишь пассивный созерцатель, а здесь он — соавтор, творец экспозиции. Каждый мини-музей — результат общения, совместной работы воспитателя, детей и их семей.         

       При использовании музейной педагогики как инновационной технологии в системе формирования культуры дошкольников необходимо учитывать следующие принципы: наглядность; доступность; динамичность.

Обязательное сочетание предметного мира музея с программой, ориентированной на проявление активности детей.

Любая экспозиция должна учитывать следующую логическую цепочку: восприятие - понимание - осмысливание - закрепление - применение.

Это могут быть разнообразные игры музейного содержания: игры-развлечения, игры-путешествия, игры-графические упражнения, интеллектуально-творческие игры, игры по сюжету литературных произведений.

Помимо игр можно использовать такие виды работы, как:

- заполнение музейных дневников, в которых могут быть представлены детские рисунки, коллажи, аппликации, схемы;

- выполнение домашних заданий (нарисовать, вылепить, придумать свое название, загадку, сочинить сказку и т. д.);

Задача педагога дошкольной образовательной организации заключается в том, чтобы научить ребёнка распознавать  скрытые в предметах смыслы. Решившись на этот шаг, необходимо осознать и сформулировать ближайшие задачи:

- учить ребёнка видеть историко-культурный контекст окружающих вещей, т.е. оценивать его с точки зрения развития истории и культуры;

- формировать понимание взаимосвязи исторических эпох и своей причастности к иному времени, другой культуре посредством общения с памятниками истории и культуры;

- формировать способность к воссозданию образа соответствующей эпохи на основе общения с культурным наследием, т.е. к художественному восприятию действительности;

- развивать способность к эстетическому созерцанию и сопереживанию;

- вызывать уважение к другим культурам;

- развивать способность и потребность самостоятельно осваивать окружающий мир путём изучения культурного наследия разных эпох и народов.

Дошкольные образовательные организации Республики Крым имеют опыт создания музеев в детских садах. Рекомендуем не останавливать работу на создании одной-двух экспозиций в детском саду, расширить тематику экспозиций и придать работе мини-музеев цикличный характер.

16 марта 2020 года в «Крымском республиканском институте постдипломного педагогического образования» стартовал проект для педагогических работников дошкольных образовательных и учителей начальных классов «Детям о Великой Отечественной войне».

      В рамках проекта Центром развития дошкольного и начального образования представлена выставка наглядно-дидактических пособий, изготовленных педагогами дошкольных образовательных организаций Бахчисарайского, Симферопольского районов,   г. Симферополь, г. Феодосия, г. Евпатория, г. Ялта совместно с воспитанниками и их родителями. Методические рекомендации и практический материал (конспекты непосредственно образовательной деятельности, экскурсий, сценарии праздников, презентации из опыта работы и видео-ролики) размещены на сайте института в разделе «Дистант!!! Работаем вместе!» «Воспитатели ДОО».

      Цель проекта: распространение эффективного педагогического опыта по патриотическому воспитанию детей дошкольного и младшего школьного возраста, организации работы по сплочению родительского и педагогического коллективов в реализации проектной деятельности детей, родителей и педагогов по сохранению исторического наследия подвига народа-победителя.

Представленные материалы разработаны с учетом регионального компонента и рассказывают о подвиге воинов Великой Отечественной войны в боях за освобождение Крыма от немецко-фашистских захватчиков.

Формирование  здорового образа жизни - приоритетная задача ДОО. Одной из современных форм организации работы в этом направлении является детский туризм.

Туризм - особый вид социальной деятельности человека, направленный на укрепление здоровья, познания и общение. Возникший и развивавшийся как объективная общественная потребность, он постепенно утвердился в качестве одного из важных средств воспитания людей.

Данные о системе работы дошкольных образовательных организаций Республики Крым  дают основание утверждать, что в настоящее время простейший детский  туризм в системе дошкольного физического воспитания применяется только в таких формах организации как физкультурно-оздоровительная работа и активный отдых.

В физкультурно-оздоровительной работе простейший туризм представлен в виде утренних и вечерних прогулок на территории участка, реже - за его пределы. В составе активного отдыха туризм представлен как дальние пешеходные  прогулки в рамках Дней здоровья; туристских эстафет, туристских полос препятствий в физкультурных досугах и праздниках.

Многообразие форм туризма в ДОО представлено в трех наиболее доступных для детей дошкольного возраста видах: экскурсиях, прогулках, прогулках-походах, осуществляемых в основном, в физкультурно-оздоровительной работе и активном отдыхе детей.

Формы работы с использованием средств туризма очень разнообразны. Возможно проводить занятия не только в помещении, но и на улице (дидактические игры, конкурсные задания, прогулки-разведки, прогулки-поиски, игровые занятия, занятия-соревнования между туристическими группами и др.). Кроме этого, ситуации с использованием элементов туризма можно включать в режимные моменты в течение всего дня (подвижные игры с использованием природных и социальных объектов). Как итог можно использовать и формы активного отдыха: развлечения и праздники с использованием туризма, Дни здоровья.

В 2020 году проведен республиканский конкурс дошкольных образовательных учреждений «Школа здоровья для маленьких крымчан».

Победитель конкурса дошкольных образовательных учреждений Республики Крым «Школа здоровья для маленьких крымчан» в 2020 году в категории дошкольные образовательные организации городских округов МБДОУ «Детский сад общеразвивающего вида №103 «Аврора» муниципального образования городской округ Симферополь Республики Крым.

Победитель конкурса дошкольных образовательных учреждений Республики Крым «Школа здоровья для маленьких крымчан» в 2020 году в категории дошкольные образовательные организации муниципальных районов МБОУ  «Уваровская средняя общеобразовательная школа-детский сад» Нижнегорского района Республики Крым.

Призерами Конкурса в категории дошкольные образовательные организации городских округов признаны:

 – МБДОУ «Детский сад № 29 «Чебурашка» города Евпатории Республики Крым ‒          2 место;

– МБДОУ «Детский сад №3 «Березка» города Армянска Республики Крым ‒ 3 место.

Призерами Конкурса в категории дошкольные образовательные организации муниципальных районов признаны:

– МБДОУ «Детский сад «Золотой ключик» с. Мирное» Симферопольского района Республики Крым ‒ 2 место;

– МБДОУ «Первомайский детский сад №2 «Родничок» Первомайского района Республики Крым» ‒ 3 место.

      Весна 2020 года показала, что  педагоги ДОО должны быть готовы к новым формам организации  образовательной  процесса.

            Материалы участников Конкурса размещены на Крымского республиканского института постдипломного педагогического образования в разделе «Дистант!!! Работаем вместе!» «Воспитатели ДОО».

Эффективной формой использования информационных технологий в детском саду является виртуальная экскурсия. С помощью виртуальных экскурсий мы можем побывать в любом уголке Крыма,  России, мира и не один раз, и в любое время года. Виртуальная экскурсия позволяет детям наглядно увидеть в любое время то, о чем рассказал воспитатель, посетить любой уголок родного города: музеи, парки, площади, памятники архитектуры.

Провести виртуальную экскурсию можно разными способами: фотопутешествие, видеопутешествие, видеоэкскурсия. С помощью виртуальных экскурсий у детей расширяется словарный запас, развивается познавательный интерес, связная речь, наблюдательность и мышление.

Виртуальные экскурсии вносят в образовательный процесс разнообразие, зрелищность, доступность для усвоения, они являются эффективной и интересной формой преподнесения материала. Использование виртуальных экскурсий основано на педагогических принципах научности и наглядности в обучении. В отличие от обычной экскурсии виртуальная имеет ряд достоинств, например, при составлении виртуальной экскурсии педагог имеет возможность выбрать именно доступный и интересный по возрасту материал для ознакомления, продумать и изменить последовательность знакомства с объектами. Другим достоинством является возможность повторного просмотра. К тому же погодные условия не мешают проведению такой экскурсии. Актуальность данного вида экскурсии в том, что можно увидеть недоступные для посещения места и с недоступных ракурсов.

            Крымский республиканский институт постдипломного педагогического образования предлагает для реализации в 2021 году следующие дополнительные профессиональные программы повышения квалификации:

 

 

№ п/п

Категория педагогических работников

Тема ДПП ПК

Кол-во часов

1

Воспитатели дошкольных образовательных организаций

«Современные педагогические технологии  в системе  дошкольного образования Республики Крым»

72 очная

2

Воспитатели дошкольных образовательных организаций, имеющие  квалификационную категорию «специалист» (стаж работы не более 5лет)

«Формирование готовности воспитателя (молодого специалиста) ДОО к профессиональному саморазвитию»

36 очная

3

Воспитатели групп компенсирующего вида дошкольных образовательных организаций

«Особенности работы педагога дошкольной образовательной организации в группах компенсирующего вида в условиях реализации регионального компонента в соответствии с ФГОС ДО»

72 очная

4

Воспитатели групп с крымскотатарским и украинским языками обучения и воспитания, воспитатели билингвальных групп

«Особенности организации работы воспитателя дошкольной образовательной организации в группах с крымскотатарским и украинским языками обучения и воспитания»

36 очная

5

Воспитатели дошкольных образовательных организаций

«Формирование профессиональной компетентности  и  творческого подхода воспитателей  ДОО  к   художественно-эстетическому развитию  детей дошкольного возраста»

36 очная

6

Воспитатели дошкольных образовательных организаций, учителя начальных классов

«Особенности  организации безопасности жизнедеятельности  детей дошкольного  и младшего школьного  возраста.   Оказание первой медицинской помощи»

36 очная

7

Воспитатели дошкольных образовательных организаций

«Особенности  реализации регионально компонента  в дошкольной образовательной организации Республики Крым»

36 очная

8

Воспитатели дошкольных образовательных организаций

«Познавательное развитие детей дошкольного возраста: особенности растительного мира  Крыма»

18 очная

9

Воспитатели дошкольных образовательных организаций

«Методика экономического воспитания детей дошкольного возраста. Основы финансовой грамотности»

18 очная

10

Воспитатели дошкольных образовательных организаций

«Особенности  формирования у детей  дошкольного возраста культуры здорового и безопасного образа жизни»

18 очная

11

Воспитатели, педагоги дополнительного образования дошкольных образовательных организаций, учителя начальных классов

«Методика обучения детей игре в шахматы в рамках реализации ФГОС ДОО и ФГОС НОО»

24 очная

12

Инструкторы по физической культуре ДОО

«Современные физкультурно-оздоровительные технологии в физическом  воспитании детей дошкольного возраста»

72 очная

13

Музыкальные руководители ДОО

«Формирование и развитие профессиональной компетентности музыкального руководителя дошкольной образовательной организации»

72 очная

14

Заведующие дошкольными образовательными организациями, заместители директоров общеобразовательных организаций по дошкольному образованию

«Управление инновационной деятельностью в дошкольной образовательной организации»

72 очная

15

Заведующие дошкольными образовательными организациями, заместители директоров общеобразовательных организаций по дошкольному образованию, старшие воспитатели

«Особенности  организации безопасности жизнедеятельности  дошкольной образовательной организации»

18 очная

16

Заведующие дошкольными образовательными организациями, заместители директоров общеобразовательных организаций по дошкольному образованию, старшие воспитатели

«Профессиональная компетентность  современного руководителя дошкольной образовательной организации: правила успешного публичного выступления»

18 очная

17

Заместители заведующих  по воспитательно-методической работе, старшие воспитатели ДОО

«Методическое сопровождение воспитательно-образовательного процесса  дошкольной образовательной организации Республики Крым»

72 очная

18

Заместители заведующих  по воспитательно-методической работе, старшие воспитатели ДОО

«Дистанционное образование в условиях дошкольной образовательной организации»

18 очная

19

Педагогические работники, работающие в группах комбинированной и компенсирующей направленности в т.ч. с детьми с ОВЗ

«Содержание профессиональной  деятельности педагога дошкольной образовательной организации  в работе  с детьми ОВЗ»